Волгоградские предприятия произвели импортозамещающей продукции на 12 млрд рублей

ЦБ: торговые ограничения в отношении Турции не оказали негативного влияния на цены в РФ

Западный автопром притормаживает в Китае

Евгений Хвостик, Егοр Попοв

Информация о сοкращении прοизводства пοявилась на фоне вышедших недавнο данных о первом снижении прοдаж автомοбилей в КНР. По данным ассοциации автопрοизводителей КНР, в июне прοдажи нοвых легκовых автомοбилей в Китае сοставили 1,51 млн, что на 3,4% меньше пο сравнению с июнем 2014 гοда. Прοдажи всех автомοбилей в КНР в июне сοставили 1,8 млн, что на 2,3% меньше, чем гοдом ранее. До этогο автопрοдажи пοстояннο рοсли - в мае рοст прοдаж легκовых машин в гοдовом исчислении сοставил 1,2%, в апреле - 3,7%. Июньсκая динамиκа стала худшей за пοследние бοлее чем два гοда. Для стимулирοвания прοдаж κомпании увеличивают сκидκи: если во вторοм квартале прοшлогο гοда сκидκи на GM и VW мοжнο было найти в районе 7%, то во вторοм квартале этогο гοда они уже превысили 10%.

По данным The Wall Street Journal, ссылающейся на исследование инвесткомпании Sanford C.Bernstein, впервые за долгие годы крупные западные автоконцерны стали сокращать свое производство в КНР. По подсчетам экспертов инвесткомпании, в первом полугодии совокупный коэффициент использования мощностей на заводах 23 крупнейших китайских СП с участием западных автоконцернов впервые сократился ниже 100% - до 94,3%. Годом ранее этот коэффициент составлял 107,4% за счет того, что на некоторых заводах автомобили производились сверх запланированной мощности. Сокращение производства автопроизводителей подтверждается и другими источниками - по данным Ассоциации пассажирских автопроизводителей КНР СП между GM и китайской SAIC в первой половине 2015 года произвело на 2,4% меньше машин, чем годом ранее, а СП между немецкой Volkswagen и местной FAW - на 1,2%.

Если иностранные производители только начали испытывать дискомфорт на китайском авторынке, то в России они чувствуют проблемы уже довольно давно. Российский рынок падает уже два года подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году снижение продаж составило 10%, до 2,5 млн машин, за январь-июль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок обрушился на 35%, до 913,1 тыс. автомобилей. Еще в августе прошлого года американская Dodge (входит в Chrysler, сбыт в России исчислялся десятками штук) прекратила продажи в России. На фоне девальвации рубля решение о прекращении продаж в России с 1 января 2015 года приняла входящая в концерн Volkswagen испанская марка SEAT. В марте американский автоконцерн GM объявил о закрытии почти всех производственных площадок в стране, кроме СП с АвтоВАЗом, где собирается Chevrolet Niva. GM решил продавать в России лишь импортные машины премиального сегмента - линейку Cadillac и дорогие Chevrolet, Opel полностью уходит с российского рынка. В начале прошлой недели «Ъ» сообщил о том, что дальневосточное СП «Соллерс-Буссан» по производству внедорожников Toyota Land Cruiser Prado еще 26 июня прекратило выпуск этих машин. Четырехстороннее соглашение о сборке между «Соллерсом», «Соллерс-Буссан», Mitsui и Toyota Motor Corp. уже расторгнуто.

Профессор стратегического управления и исследования развивающихся рынков британской Warwick Business School Камиль Меллахи отмечает, что выходящие в последние время статистические данные «не могут не беспокоить тех, кто надеялся на оживление роста китайской экономики во втором полугодии. Эти данные говорят о том, что пульс страны в работе заводов и фабрик замедляется быстрее, чем ожидалось ранее… Конечно, еще есть довольно много времени, чтобы стимулировать экономику во втором полугодии, но боюсь, что лучших данных мы скоро не увидим».